Славянский бог Авсень (Овсень)

Славянский бог Авсень Боги

В современных работах по мифологии часто можно встретить информацию о том, что у древних славян был солнечный бог Авсень (Овсень). Отсюда и произошло название времени года.

Однако в этнографических исследованиях прошлых веков упоминаний о боге осеннего солнца почти не встречается, упоминается только, что «Авсень» или «Овсень» – это олицетворение нового года. Так, в грамоте царя Алексея Михайловича от 1649 года есть упоминание о том, что в декабрьские гуляния «кликали многие люди Каледу и Усень».

Некоторые мифологи старой школы считают, что наши современники исказили смысл понятия «Авсень», превратив его в осеннего бога, и исторически его следует понимать только как брата Коляды, как божество святочных гуляний.

Заставляет задуматься тот факт, что древние славяне отсчитывали новый год с 1 сентября. Сегодня некоторые источники, ссылаясь на народные предания, «овсень» трактуют как октябрь, а «овсенич» — как ноябрь. Мнений множество.

Разницу в понимании термина можно объяснить недостаточной изученностью славянских божеств, географической разбросанностью славянских племен. На всей территории Евразии – у восточноевропейских славян, у жителей древней Индии, у литовских, сербских, польских и других славянских племен — существовало божество Овсень, Усинь. Были некоторые отличия в произношении, в соответствии времени года и толковании, но общий смысл один – это бог плодородия, урожая, овса.

Кто это и бог чего в славянской мифологии?

Славянский бог Авсень – это мифический сын Даждьбога и Майи Златогорки, брат бога зимнего солнца Коляды. Другое его имя – Световит или Святовит. Это имя свидетельствует о большой жизненной мудрости, свет несущей.

С наступлением осени люди вели счет собранному урожаю, делали запасы на зиму и праздновали окончание летних работ. В день осеннего равноденствия 22 сентября как раз почитали бога осеннего солнца Авсеня.

Он считался покровителем лошадей, тучных пастбищ, здоровья скота, подателем хлеба. Овес, как и другие злаковые, запасали на зиму. Овсом, как символом плодородия и довольства, осыпали молодоженов, желая им благополучия и достатка в семье. Авсеня благодарили и обращались за благословением и помощью в сборе урожая на следующий год.

Также его почитали как бога перемен, границ, смены времен года. Есть сведения, что его считали и божеством пастухов. У прибалтийских славян до сих пор Усинь – это бог пчел и лошадей.

Как выглядит?

Изображали Авсеня как взрослого мужчину или мудрого старика, почтенного, довольного. Лучи солнца могли обрамлять его светлый лик.

Он, как и солнечный год, постепенно терял силы ко дню зимнего солнцестояния, чтобы после длинной ночи возродиться вновь в образе своего молодого брата Коляды.

Часто в описании присутствует конь, колесница. Авсень управлял колесницей, в которой по небу ехал его младший брат Коляда. Иногда иллюстрация могла содержать изображение коровы, козы. В руках бога зачастую рисовали сноп как символ богатого урожая.

За что отвечает?

Есть у Авсеня свои функции. Он отвечает за помощь крестьянам в сборе урожая, помогает организовать запасы, заготовки к зиме, завершить к холодам все домашние дела.

А когда у людей все дела закончены, урожай подсчитан и разложен в закрома, тут приходит пора и новые планы обдумать. Тогда Авсень помощь оказывает в начале нового жизненного движения, в устранении препятствий, наведении мостов и переправ, в достижении будущей цели.

В преданиях есть строки о том, что Майя – Златогорка послала Овсеня мостить мосты троим ездить, и пошел он по дорожке, нашел топор, срубил сосну, настелил мостик…

Атрибуты

Один из главных атрибутов бога осеннего солнца – конь.

Авсеня изображали верхом на коне либо в колеснице с уздой в руках. В декабрьских святочных песнях Авсеня прославляли, катая его (ряженого) на свинье, козле.

Олицетворяя богатый урожай, плодородие, полные амбары, бог держал толстый сноп в руках. В праздники, при чествовании покровителя урожая, хозяев избы, гостей либо молодоженов посыпали овсом.

Овес в закромах – признак достатка. Овес – один из атрибутов Овсеня.

Другой атрибут бога осеннего солнца – журавль.

Своим прилетом он напоминал славянам о посевной поре, о главной цели земляных работ, а осенним кличем – о заботах по хозяйству и наступлении скорых холодов.

Как проявлялся для славян?

Для древних славян, живущих земледелием, погодные условия играли огромную роль. Любые проявления непогоды предки связывали с высшим творением, с гневом богов.

В дни уборки урожая Авсеня вспоминали и на помощь призывали. Но если портилась погода, люди знали: то – Авсень мосты наводит да почву готовит, нечисть с пути убирает.

Если видели журавлей в небе – то Авсень знак подает, то к земляным работам, то к скорым холодам. Поэтому в праздники бога урожая всегда благодарили, задабривали, чтобы благосклонность от него получить.

Имена

Существует множество вариантов произношений и толкований слова: Авсень, Овсинь, Таусень, Усинь, Баусень… Этимологи, этнографы, мифологи на предмет его значения исследовали сохранившиеся исторические источники, народное творчество, языки близких народов.

Слово «усинь» обнаружили в Изборнике Святослава 1073 года, «Усень» и «Таусень» – в грамотах и письмах русских правителей, в географических названиях разных территорий от Сибири до Западной Европы, «овсень» – в старых этнографических работах русских ученых, непосредственно в славянском фольклоре.

У потомков прибалтийских племен Усинь почитаем до нашего времени, слово присутствует в народных верованиях. Кроме того, этимологи проводят аналогии с белорусским полевым духом Жиценем (жито – овес). В Тамбовской и Рязанской губерниях Авсень, Говсень, Овсень – это время кануна нового года.

Из словаря Даля известно, что Таусень – это вечер накануне нового года, а таусенные песни – это колядки.

Также существует версия, что указанное слово имеет корни от древнерусского «усинь» – синева или «сень» – свет. Январь, к примеру, раньше называли «просинец». С приходом Авсеня менялся свет, светлая часть времени суток.

Мифы и легенды

Сегодня некоторые славянские мифы об Авсене толкуют согласно писаниям «Велесовой книги» («дощьки Изенбека»), состоящей из табличек с надписями и обнаруженной в разграбленной княжеской усадьбе во время гражданской войны. Этим сведениям не советуют доверять российские академики, подозревая в фальсификации.

Другой источник – «Золотая книга Коляды», сборник преданий, также отрицаемая учеными мужами Академии наук. Но истории об Авсене (Овсене) из этих книг поддержаны неоязычниками, сторонниками возрождения древнеславянской культуры.

Все сюжетные линии преданий, легенд, дошедших до наших дней, сводятся к одному: история любви Майи Златогорки и Даждьбога закончилась рождением двух мальчиков – богов в пещере Сарачинских гор. Их назвали Авсень и Коляда.

Мальчики росли очень быстро, не по дням, а по часам. Послала Златогорка Овсеня мосты мостить для троих. Пошел он по дороге, нашел топорик. Срубил сосну, настелил мост, чтобы трое проехали – Даждьбог, Коляда и бог Крышень.

Вам может быть интересно

бог вийКто такой бог Вий и за что он отвечает?

Кто такая кикимора болотная?

Чем знаменит бог Велес и кому он покровительствует?

Кому покровительствует?

Астрологи считают, что свое покровительство Авсень дарует всем людям, рожденным с 22 сентября до 22 декабря.

А тех, кто просит у него защиты и благосклонности, бог осеннего солнца может оградить от:

  • завистливого сглаза,
  • неверного пути,
  • растраты сбережений и запасов,
  • от неудач и несчастий в хозяйстве.

Почитают Авсеня как своего заступника, строители мостов, переправ, составители карт и путей прохода, проводники через границы, лодочники и паромщики. Он оказывает свою поддержку людям, схожим с ним характером: дружелюбным, незлобивым, приятным в общении, заботливым по отношению к родственникам и друзьям.

Общение с богом Авсенем

Бога плодородия и урожая предки призывали, когда нужна была помощь по хозяйству в семье и в роду при осенних работах. Когда нуждались в укреплении родственных отношений, когда удачу и счастье заманивали, а также когда гадали на прошлое и будущее и призывали через магию к благосклонности.

Общение происходило через:

  • ритуальные действия,
  • обустройство капищ,
  • подношение даров.

Капища

Капища Авсеня устраивались в особом месте для произношения молитв и проведения ритуалов. Есть сведения о наличии капищ в Курской, Псковской и Воронежской областях.

Часто это было простое крепкое дерево на границе леса и поля, сосна или ель. На дереве делали зарубки, подвязывали молитвенные ленты.

У восточноевропейских славян существовали особые жертвенные алтари бога Усиня. Обычно это были древесные пни, к которым в специальное время – Усинев день – приносили продукты как подношение. Были даже особые рецепты для приготовления угощения богу, в основном оно состояло из петушиных потрохов и свиных ножек.

Ритуалы

Сохранились некоторые сведения о ритуалах, проводимых в Усинев день.

Один из них – это жертвенная трапеза, состоящая из вареных яиц, пирога с мясом свинины, варева из зарезанного в конюшне петуха. В некоторых областях особым образом готовили специальное блюдо – голову борова. Этнографами также зафиксированы приготовление Авсенего печенья с медом, наливание пива в огонь.

Существовал у древних славян и ритуал «открывания путей», подробности которого не сохранены, но додуманы неоязычниками: особое прохождение к ритуальному дереву, капищу как по сакральному пути, с молитвами.

У некоторых европейских славян до нашего времени соблюдается ритуал подношения богу жертвенного петуха в Усинев день. Птицу зарезают мужчины в специальном месте с соблюдением условий.

Обычно женщин к месту проведения ритуала в это время не пускают.

Даже если в хозяйстве всего один петух, то ему надрезают гребень на голове, каплями крови окропляют косяки в конюшне, овес, а затем птицу отпускают. Считается, что лошади, скот в хозяйстве от этого гораздо здоровее.

Дары

В дар богу Авсеню приносили то, что давала природа осенью – золотой кленовый лист, который бросали в костер, рябиновые гроздья, что вешали в избе да меж окон клали. С листвой в костре сгорали и дурные мысли, и неудачи, и обиды. То Авсень помогал, дары принимал, добром возвращал.

Чтобы задобрить бога урожая и плодородия, в праздничный день варили кашу. Для этого приносили из амбара крупу, затапливали печь. Горшок с кашей ставили в печь с поклонами и молитвами.

Дарами осеннему богу были те предметы и продукты, которые считали символом достатка, крепкого хозяйства.

Символика, обереги и амулеты

Символ славянского бога Авсеня – это так называемый «Таусень». Он представляет собой четыре двойные стрелы, обращенные в центр.

таусень

В целом получается очень интересная гармоничная фигура. Знак этот символизирует скрытую подсказку для всех, кто хочет свой жизненный выбор сделать, кто меж границ ходит, да с путем определиться не может.

Оберег, дающий защиту бога осеннего солнца, могут носить все люди любого возраста, статуса, состояния. Он подходит абсолютно всем и сохранит от дурного глаза, зависти или навета.

Амулет Авсеня более всего пригодится людям, ждущим покровительство бога осеннего солнца, его постоянную благосклонность. Трудолюбивым хозяевам амулет принесет достаток в дом, неспокойным характером – уверенность и постоянство, заблудшим в дорогах и в мыслях – верный путь укажет.

Праздники, посвященные богу Авсеню

Память и традиция многочисленных славянских племен хранят самобытный календарь Авсеня – Усеня.

В нем отмечены даты:

  • 1 марта – день почитания Авсеня как одного из солнечных богов.
  • 21 марта – праздник Усеня как божества новой зари.
  • 23 апреля – день Усиня у латышей, начало сельскохозяйственных работ.
  • 7 июня – день Таусеня как водителя духов.
  • 21 сентября – начало празднования Авсеня как бога урожая, хлебосольные гуляния, осенние хороводы, обновление огня в печах, украшение изб снопами.
  • 21 сентября/7 октября – Радогощь, Таусень. Окончание сельскохозяйственных работ, сжигание соломенной птицы на капище. Уход светлых богов до весны.
  • 20/21 декабря – Большой Овсень, начало праздника Коляды

Чтобы понять в какой гармонии с природой и богами жили наши древние предки, надо прикоснуться к древним знаниям, ведать их помыслы, традиции, верования. Как все ладно и складно было в родах, семьях, в селениях, так многим из нас и неведомо.

Множество обрядов, обычаев, знаний о народном календаре, о приметах передавались от матери к дочери, от старших к младшим. Залогом благополучия рода были соблюдение всех неписанных правил, самобытной культуры и почитание богов. А в те семьи, где люди трудились, были бодры духом и щедры, являлся бог осеннего солнца Авсень, принося богатые урожаи и наводя скорые переправы к процветанию, плодородию и счастью.

Поделиться с друзьями
Волшебница
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Я - волшебство!
Добавить комментарий

Adblock
detector